О спорте
Немного о терминологии: Слово ПАРАПЛАН образуется от слияния двух слов - ПАРАШЮТ и ПЛАНИРОВАТЬ, или ПАРАШЮТ ПЛАНИРУЮЩИЙ.
Немного об истории возникновения и развития парапланеризма. Если опрашивать людей, увлеченных этим видом экстремального фитнеса, почему они летают на параплане, ответы могут звучать по-разному, это и понятно: каждому индивидууму свойственен свой персональный мотив и, как следствие, манера и стиль повествования. Но в одном, пожалуй, комментарии к поднятой теме, будут схожи. Обобщенная формулировка может звучать примерно так: параплан - это не просто разноцветный купол со стропами и подвесной системой, специально сконструированный для полетов, это то, что позволяет осуществить мечту о полете. С помощью него можно оторваться от земли и слиться с пятым океаном Земли.
Реалии сегодняшних дней таковы, что, приобретя в собственность параплан, Вы сможете летать часами среди облаков, поднимаясь на тысячи метров над землей, используя только лишь силу воздушных течений – термических и динамических восходящих потоков. И для этого уже не нужны ни аэродромы, ни моторы. Достаточно только склона холма или горы и подходящих метеорологических условий. Все снаряжение, необходимое для осуществления полета, помещается в рюкзак средних размеров, с которым можно легко перемещаться в пространстве любым известным способом.
По одной из версий (американской), своим зарождением этот спорт обязан космической гонке начала 60-х годов между США и СССР. Эти страны были основательно вовлечены в борьбу за первенство в запуске человека на Луну. Дэвид Бэриш, американский инженер, работавший в области космонавтики, изобрел тогда новый парашют для спуска космического корабля на землю. Он самостоятельно испытывал новые формы куполов и был так увлечен новыми возможностями, что стал разъезжать по лыжным курортам США, демонстрируя новый вид спорта. Его окрестили "парением над склоном" (slope soaring). Тогда никто не мог представить, что можно на самом деле парить в термических и динамических потоках. Это стало забавой, позволяющей скользить над травой, иногда подскакивая на каких-нибудь 30 метров. В 1966-м НАСА пыталось закончить разработки систем для спасения звездного шатла “Аполлон”. Дэвид очень много работал, чтобы доказать преимущества своего крыла. ВВС организовали демонстрационные полеты в Калифорнии. Именно там было официально зафиксировано качество парения крыла Бэриша – 4,2.
Но спустя всего неделю после демонстрации, НАСА полностью отказались от идеи использования планирующих парашютов. Для Бериша "парение над склоном" осталось хобби. Позже его опытом воспользовались спортсмены парашютисты. Они привнесли в изобретение американца профиль, многорядную стропную систему, воздухонепроницаемую ткань оболочек купола, закрытые секции, триммера, большее удлинение крыла. Все эти элементы современного параплана существовали еще в 60-х! Но взрыва популярности этого спорта, тем не менее, в следующие 20 лет не произошло. Это случилось позже – в начале 90-х. В наши дни это по-настоящему массовое увлечение. Хотя еще 10 лет назад полеты на сверхлегких летательных аппаратах (СЛА), к которым по современной классификации относят этот тип летающих транспортных средств, были уделом только фанатиков.
По второй версии (европейской), Пьер Лемуань в конце 1950 года ввел в практику щели в куполе парашюта, что позволило, не увеличивая значительно вертикальной скорости, получить горизонтальную скорость около 20 км/час, а это уже давало возможность им управлять. Идеи Лемуаня заинтересовали американских военных специалистов. Как и в случае с крылом дельтовидной формы, "Агентство Изысканий Специальных Транспортных средств - NASA" стало изготовителем и крыла прямоугольной формы, а изобретенный Домина Жильбертом и улучшенный Стивом Шнайдером "Parafoil" был изготовлен в "Pioneer Parachutes Co.", и парашют, получивший кессоны, вторгся в парашютный спортивный мир. Несколько смельчаков прыгнули с известного утеса Эль Капитан в долине Екзимит (США), стремясь открыть парашют как можно позже. В течение ряда лет этот утес, прозванный "Прыжковая база", привлекал к себе многих, несмотря на множество несчастных случаев. Первые полеты с предварительно наполненным парашютом-крылом были выполнены в начале 70-х годов ХХ века. То есть эту дату можно принять как дату изобретения параплана в его современном виде и, соответственно, как дату первого полета на нем.
В Европе взлет со склонов на парашюте был опробован в Германии. В Швейцарии братья Страшилла иАндреа Кюн, используя лыжные подъёмники, поднимались вверх и взлетали на крыльях, по площади превышающих обычные парашюты. Как видно, идея параплана прокладывала себе дорогу почти до 1978 года. Свободное падение для парашютистов было привлекательным, но возможности дельта-крыла и мягкого крыла уже находили своих сторонников.
И вот, наконец, в Мьесси, маленьком городке на Высоких Савойях, началась история самого доступного воздушного вида спорта - парапланеризма. В 1978 году у Ж. К. Бетана и Г. Боссона возникла, а затем воплотилась в жизнь идея взлетать с горы, наполняя крыло над головой при помощи разбега. Это позволяло отрабатывать упражнение на точность приземления, не используя самолет. Эта идея выплеснулась и разлилась по миру, как масляное пятно на воде.
В 1982 году Р. Филлон осуществляет первый полет на параплане с "Зеленого Пика" (4122 м.) и приземляется в глубине долины Шамони. На следующий год многие альпинисты открывают для себя параплан. В 1983 годуЛоран де Кальберматтэн делает первый параплан с верхней оболочкой - "Spi" (знаменитый "Легкий старт"). Привлекало это крыло помимо низкой цены еще и удивительно легким наполнением. В 1986 году во Франции произошел взрыв как числа увлеченных парапланеризмом, так и количества школ. Школы работали весь этот сезон, до самого его закрытия. Первые проекты крыльев были задуманы в 1985 и в 1986 годах. Конструктора больше не отвечали на множество заказов, т.к. этим занимались уже поставщики парапланов. Но! 1986 год - это также и год усиленной работы госпиталей.
В Швейцарии увеличение числа занимающихся парапланами началось с зимы 1985 года. Это были пилоты-дельтапланеристы, открывшие новый воздушный движитель, к ним примкнули и местные жители, которые зачастую даже без начального инструктажа после многочисленных кувырканий в снегу взлетали на парапланах с вершин. В следующем месяце нового года с очень быстрым улучшением аппаратов парапланеристам покорились вершины Сервэн, Дом де Мишабель и другие четырехтысячники. Покорение вершин продолжалось даже тогда, когда открылась возможность парения на параплане (полет возле склона) и полеты в термиках, что позволяло находиться в воздухе часами.
Как летает параплан:
Управление:
Управлять парапланом несложно. Управление простое и логичное. Без управляющих воздействий крыло просто летит прямо. Плавно тянете за одну из двух строп управления - и параплан разворачивается в нужную сторону. Прекращаете воздействие - крыло возвращается в прямолинейный полёт.
Устойчивость:
Любой другой летательный аппарат требует от пилота точного, филигранного управления, балансирования. Параплан же обладает устойчивостью, заложенной изначально в его конструкции. Можно сказать, что в его схему встроен автопилот. Даже без управляющего воздействия он способен лететь по прямой, при этом лишь плавно снижаясь. Параплан не упадёт на крыло, не сорвётся в штопор, как это может случиться с дельтапланом или планером.
Мобильность:
Мягкое крыло параплана так же, как и купол парашюта, сшито из лёгкой ткани. Поэтому в упакованном состоянии параплан компактен и имеет малый вес. Его очень удобно хранить и легко носить. На сегодняшний день параплан считается самым лёгким и мобильным летательным аппаратом из всех известных.
Доступность:
Научиться летать на параплане может любой человек. Благодаря устойчивости и простоте управления летать на нем довольно просто. А благодаря общей простоте конструкции он к тому же сравнительно недорого стоит.
Простота, мобильность, доступность - это немаловажные факторы, которые делают парапланеризм сегодня одним из самым популярных авиационных видов спорта.
При подготовке статьи использована информация с сайта: http://www.skystream.org/