Активный член Международной федерации авиационного спорта (FAI) с 1997 года

БЕЛОРУССКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АВИАЦИОННОГО СПОРТА

Самолётный спорт

История жизни легендарной летчицы Валентины Яиковой

В Минском аэроклубе поздравили с 70-летием абсолютную чемпионку мира по высшему пилотажу

7 октября 2016 Пресс-центр ОО "БФАС"

   

6 октября в Минском аэроклубе на Боровой поздравили с 70-летием легендарную летчицу, абсолютную чемпионку мира по высшему пилотажу Валентину Кузьмовну Яикову.

  

   

 

«Сегодня первый раз в жизни поздравляю королеву авиационного спорта. Это легендарнейший человек, человек-эпоха, который не только завоевывал медали, но и растил наших спортсменов», - такими словами начал свою поздравительную речь заместитель председателя - начальник авиационного отдела ДОСААФ Андрей Горбатовский. Генеральный секретарь Белорусской федерации авиационного спорта Антон Быстров от лица молодого поколения поздравил летчицу с юбилеем и вручил ценный подарок.

   

 

ДОСААФ Беларуси в разные годы дал путевку в большой спорт многим выдающимся спортсменам, которые блистательно выступали не только на республиканском и союзном, но и на мировом уровне. Среди них ярко выделяется фигура поистине легендарной летчицы Валентины Яиковой. Ей – единственной из представительниц слабого пола авиаторов Советского Союза в 1978 году удалось завоевать звание абсолютной чемпионки мира по высшему пилотажу.

Перечень титулов и достижений Яиковой просто огромен. И за всеми из них стоят титанический труд, а также максимальные перегрузки. Валентина Яикова – абсолютная чемпионка мира, 3-кратная абсолютная чемпионка Европы, 17-кратная чемпионка мира, 10-кратная чемпионка Европы, 12-кратная чемпионка СССР, 4-кратная чемпионка БССР.

 

Пресс-секретарь Белорусской федерации авиационного спорта, Александра Садовникова, пообщалась с королевой авиаспорта и спешит поделиться с вами историей жизни одной из лучших летчиц мира.

 

– Валентина Кузьмовна, расскажите, как вы решили, что хотите летать?

– Я родилась в уральской деревне, там самолеты не летали, можно было только книжки почитать. Но почему-то летать я мечтала, с тех пор, как осознала, что такое самолет. В секцию по самолетному спорту были ограничения: по возрасту – не меньше 17 лет и по росту – не меньше 158 см.

В 16 лет моя старшая сестра привела меня в аэроклуб и записала в парашютное звено, где сама занималась. За год я совершила 75 прыжков и выполнила 1-й спортивный разряд. Как только мне исполнилось 17 лет, я все-таки настояла на своем и перешла в самолетную секцию, хотя из-за маленького роста – 1 метр 57 сантиметров, во мне сперва не видели перспективную спортсменку.

Когда дело дошло до первого ознакомительного полета, инструктор удивился: «Да у тебя ног не хватает!» Пришлось приспосабливаться к самолетному креслу, подкладывая подушки. Но после того, как мне впервые дали в руки штурвал, инструктор сразу понял, что бог наградил меня талантом и я буду очень способной ученицей.

  

– Были ли сложности в то время стать летчицей именно женщине, а не мужчине?

– Никакой дискриминации у нас не было, нужно было просто показать в полной мере все свои способности. Я была предана самолетному спорту и готова была переносить нем

Желающих летать было много, но не все прошли этот путь до конца. Нужно во многом себя ограничивать, никаких вредных привычек. Быть готовым переносить большие физические нагрузки. Думаю, что именно за счет своей физической подготовки я так долго продержалась в спорте. Здесь надо пахать и пахать, и не у всех хватает силы воли и целеустремленности для этого.ыслимые перегрузки и эксперименты.

  

– Было ли вам когда-нибудь страшно летать?

– Я за время своей летной карьеры похоронила 22 человека (друзей, знакомых) и вот наступает такой момент, когда становится все равно. В 23 года мне было все равно буду я жить или не буду. Чувство страха куда-то ушло. И даже сейчас, если меня пытаются чем-то напугать, я говорю, что то место, которым боятся, у меня давно атрофировалось (смеется).

 

– Как началась Ваша спортивная карьера и насколько стремительно она развивалась?

– На первые свои соревнования я поехала уже на второй год обучения в 1966-ом году. Это было первенство Союза, где я заняла предпоследнее место (смеется). Но это произошло, потому что все летали на Як-18П, а я на Z-326. После этих соревнований меня взяли в молодежную сборную, и в 1967 году на первенстве Союза я выступала как член команды. А уже в 1969 я стала второй на этом же первенстве.

Успешное выступление на международных соревнованиях в Орле в 1971 году открыло передо мной дорогу в большой спорт мирового уровня. Заняв третье место в произвольном комплексе, в числе семи лучших я вошла в финал соревнований и по сумме баллов показала в многоборье четвертый результат.

Это дало мне право дебютировать на чемпионате мира 1972 года, проходившем во Франции. Став трижды шестой в упражнениях, я обеспечила себе выход в финал. И здесь я была шестой. Мой план дальнейших действий касался в первую очередь психологической подготовки. Поняла: прежде чем побеждать соперниц, нужно уметь побеждать себя. Управлять эмоциями, обуздывать нервы, сглаживать острые углы характера. С тех пор для меня главным стало правило: слившись с самолетом, спортсмен борется не с соперником, а с самим собой.

Впервые чемпионкой мира в отдельном упражнении я стала в 1976 году на восьмом чемпионате мира, проходившем в Киеве. Я лучше всех выполнила "темный" комплекс.

  

– В спортивной иерархии высшего пилотажа самое высокое достижение – звание абсолютного чемпиона мира. Это свидетельство высшего мастерства. Вы – единственная спортсменка-летчица не только в Беларуси, но и в Советском Союзе, ставшая абсолютной чемпионкой мира по высшему пилотажу в 1978 году, а также трижды абсолютной чемпионкой Европы (1981, 1983, 1985), абсолютной чемпионкой Советского Союза (1983). Расскажите, насколько тяжело далось стать абсолютной чемпионкой впервые и что вы чувствовали стоя на пьедестале?

– Своего наивысшего спортивного достижения я добилась на девятом чемпионате мира 1978 года, проходившем в Чехословакии, в Ческе-Будеёвице. Во время подготовки к этому чемпионату сборная обновила программы, включив в них сложные оригинальные фигуры и комбинации.

В 1978-м впервые разыгрывалось командное первенство среди женщин. Бесспорным лидером стали советские летчицы. Именно между нами велась напряженная борьба и в личном первенстве. В женскую команду Советского Союза входили дебютантка Халидэ Айнетдинова и опытные Лидия Леонова, Людмила Мочалина, Любовь Немкова и я.

Дуэль за победу разгорелась между мной и Леоновой, хотя всего в личном зачете участвовало 13 спортсменок из разных стран.

По сумме трех упражнений я отставала от Леоновой меньше чем на 60 очков. Самая трудная часть соревнований осталась позади, впереди был произвольный комплекс, в котором я чувствовала себя уверенно.

Предчувствие близкой победы придало мне силы, я была на эмоциональном подъеме. В финале произвольной программы, на которую отводилось четыре минуты, я выполняла петли, восьмерки, штопоры, перевороты и другие фигуры высшего пилотажа, сохранив безукоризненную чистоту и выразительность линий.

Когда я приземлилась, болельщики встретили меня восторженными приветствиями и аплодисментами. Но вот, наконец, и судьи подвели черту – я стала абсолютной чемпионкой мира 1978 года по высшему пилотажу.

И вот стою я на пьедестале, радоваться бы, а такое впечатление, что меня обокрали. Столько лет шла к цели и вот достигла! Что дальше? И такая депрессия началась. Кстати, многие летчики, добившись высочайших результатов, начинали, мягко говоря, хандрить. И тут Светлана Савицкая мне говорит: пора рожать. И я решилась. Девять месяцев лежала, чтобы сохранить малыша. И он точно угадал время – родился в августе в День авиации. Так я и праздную в один день два самых главных своих праздника.

  

– Рождение ребенка для спортсменки-летчицы, как правило, выбор, который ведет к прощанию со спортом. Но вы и тут доказали всем обратное?

– Несмотря на перерыв в связи с рождением ребенка, я не потеряла спортивную форму. Я блеснула мастерством на соревнованиях команд социалистических стран, проходивших в августе – сентябре 1980-го в Румынии, выиграла все упражнения и стала первой в многоборье.

В 1981-м выступила в составе сборной команды страны на чемпионате Европы по высшему пилотажу в Австрии и одержала победу, став абсолютным чемпионом Европы в личном зачете.

Свой титул лучшей пилотажницы континента я удерживала семь лет. Звание абсолютной чемпионки Европы, завоеванное в 1981-м в Австрии, подтвердила в 1983-м на чемпионате в Италии и в 1985-м – в ЧССР. Кроме того, в этот период я стала 10-кратной чемпионкой Европы по отдельным упражнениям и 5-кратным серебряным призером чемпионатов Европы.

И, пожалуй, одна из самых трудных и почетных побед была завоевана в 1983 году на чемпионате Советского Союза в Туле, где я впервые стала абсолютной чемпионкой СССР.

 

– Расскажите, как закончилась ваша спортивная карьера?  

– Я всегда интуитивно понимала, готов самолет к полету или нет. Только один раз я пропустила интуитивный сигнал тревоги и поплатилась за это.

Нештатная ситуация произошла в 1990 году в воздухе. На тренировку из Минска на аэродром Могилевского аэроклуба (тогда единственного в республике, где летали "на пилотаж") я приехала вместе с сыном. Сев в кабину самолета, почувствовала неладное. Раз восемь все осмотрела, ощупала вокруг себя, но далее докапываться до причин тревоги не стала.

Во время выполнения фигуры высшего пилотажа "абракадабра" на перегрузке "-9" порвался ремень крепления летчика к креслу. Эта сила – мой собственный вес, умноженный на 9, вырывала из сиденья. Меня стало кидать по кабине. Ценой огромных усилий я все-таки смогла посадить самолет. В миг смертельной опасности мозг сверлила мысль, что с земли за мной наблюдали мои ученики, сын и я не должна показать, что попала в чрезвычайную ситуацию.

Наступил 1991-й год. Советский Союз распался, на какое-то время "деформировалась" и система ДОСААФ. Мне пришлось проститься с летной работой, в Беларуси не нашли применения моему опыту и возможностям. Тогда же из-за травмы начались проблемы со здоровьем. Я перенесла несколько сложных операций. О летной работе пришлось забыть навсегда и начать жизнь "с нуля".

20 лет я проработала в крупной фирме начальником отдела. И до сих пор благодарна ее сотрудникам, которые поддержали меня в трудную минуту, разглядели во мне жилку "хозяйственника" и доверили ответственный участок работы.

  

 

 – Скучаете ли вы по полетам?

– Пока я работала на фирме, хотя и тосковала по летной работе, лет пять на аэродроме не появлялась. Но в небо все равно тянуло. Однажды в День авиации на Боровой села в самолет, взяла штурвал в руки и как будто никуда не уходила. Теперь, правда, я летаю только во сне, переживая радость полета на самолете, как наяву.

Когда спортивная карьера завершилась, жизнь заполнили семейные заботы. Мой муж – Валерий Яиков – тоже летчик, был командиром вертолета, сейчас на пенсии, сын – программист, невестка – юрист и отрада – внучка Ксюша – вылитая я в детстве, только глаза карие.

Я живу в Минске. Если позволяет время, обязательно прихожу в родные структуры ДОСААФ на встречи со спортсменами и ветеранами спорта. Всегда щедро делюсь своим спортивным и жизненным опытом с молодежью, рассказываю, как ковались победы в былые годы, даю советы спортсменам.

 

 

Мы от всей души поздравляет Валентину Кузьмовну с юбилеем. Можно сказать, что Валентина Яикова покорила все жизненные вершины – стала великой Спортсменкой, неподражаемой Женщиной и заботливой Мамой. 

За предоставленные фото и информацию благодарим Андрея Дроба, начальника пресс-центра ДОСААФ.

Читайте также

5-ый чемпионат мира по высшему пилотажу на самолетах Як-52

С 9 по 15 июля в городе Тула (Россия) проходит главный старт по высшему пилотажу на самолетах Як-52, в которых принимает участие и белорусская команда!

Открытый чемпионат Республики Беларусь по самолетному спорту

С 28 сентября по 2 октября на аэродроме "Ново-Пашково" под Могилевом сражались мастера высшего пилотажа

Пятая золотая медаль легенды высшего пилотажа Михаила Мамистова

Российский пилот одержал победу на Чемпионате Европы FAI в Чехии

Все новости

ВСЕ НОВОСТИ АВИАЦИОННОГО СПОРТА

Узнавайте первыми с BFAS.BY