Активный член Международной федерации авиационного спорта (FAI) с 1997 года

БЕЛОРУССКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АВИАЦИОННОГО СПОРТА

Авиамодельный спорт

1-ый чемпионат мира по дрон-рейсингу проходит в Китае

Белорусский спортсмен Илья Сытько рассказывает о своем участии в самых масштабных в истории соревнованиях по гонкам дронов

2 ноября 2018 Пресс-центр ОО "БФАС"

   

С 1 по 4 ноября 2018 года в Китае, в городе Шэньчжэнь проходит первый в истории чемпионат мира FAI по дрон-рейсингу - самой перспективной дисциплине авиационного спорта. Фантастическая 650-метровая трасса для соревнований располагается на стадионе под название Shenzhen Universiade Center Stadium, который вмещает 60 000 зрителей. Для максимальной зрелищности организаторы потратили более 7000 метров неоновой ленты на подсветку. В соревнованиях принимают участие 128 лучших пилотов, среди которых один белорус - Илья Сытько, победитель Кубка БФАС 2018 года! 

 

Первый чемпионат мира по дрон-рейсингу (FAI World Drone Racing Championship) не случайно проводится именно в Шэньчжэне. Город заслужил звание «сердце беспилотной экономики». Одна из главных причин заключается в том, что это сердце всей мировой индустрии потребительской электроники. Здесь же находится и DJI - мировой лидер в производстве квадрокоптеров. DJI является всего лишь одной из примерно 1 200 компаний, участвующих в создании дронов или их компонентов в Китае, но она является самой крупной, на её счету 70 процентов мирового рынка дронов. 

Местом проведения соревнований стал Спортивный центр Универсиады в Шэньчжэне (Shenzhen Universiade Center Stadium) - футуристический спортивный комплекс из стекла и стали, который пробивает воздух, как разрушенный черный кристалл. Он был построен правительством города Шэньчжэня в течение пяти лет (2007-2011 годов) для проведения 26-й Всемирной Универсиады в августе 2011 года. Организаторы чемпионата мира выбрали идеальное место для строительства трассы и проведения соревнований. Несколько фотографии, сделанных организаторами, чтобы вы понимали масштабы трассы и отношение китайцев к дрон-рейсингу в целом.

Всего более 250 человек принимают участие в чемпионате - это пилоты, менеджеры команд и помощники. Среди них 128 лучших пилотов из 34 стран, в число которых входят 43 юниора и 12 женщин! Полную команду из пяти человек смогли выставить Испания, Германия, Гонконг, Япония, Корея, Польша, Россия, Китай и США. Все эти команды состоят из четырех мужчин и одной женщины. В этом году при поддержке Белорусской федерации авиационного спорта в Китай поехал только один дрон-рейсер - Илья Сытько из минской команды Drone Band, ему удалось выиграть общий зачет Кубка БФАС по дрон-рейсингу 2018. Мы надеемся, что в следующем году нашу страну сможет представить полноценная команда, а борьба за попадание в состав будет ещё более ожесточенной.

Вечером в воскресенье стали известны победили. Первым чемпионом мира по дрон-рейсингу стал 15-летний пилот Rudi Browning из Австралии. Кроме настоящей золотой медали FAI, молодой пилот увез домой чек на 25 000 долларов США!

Все результаты соревнований ниже:

Overall

  1. Gold – Rudi Browning (AUS)
  2. Silver – Bastian Hackl (AUT)
  3. Bronze – Karlis Gross (LAT)

Junior 

  1. Gold – Oscar Nilsson (SWE)
  2. Silver – Qianti Hu (CHN)
  3. Bronze – Rudi Browning (AUS)

Women

  1. Gold – Wanraya Wannapong (THA)
  2. Silver – GaYeon Mo (KOR)
  3. Bronze – Ting Yu Chao (TPE)

Team

  1. Gold – Australia
  2. Silver – Sweden
  3. Bronze – Republic of Korea

 

  

Илья Сытько - лучший белорусский дрон-рейсер 2018 года! 
Ниже он рассказывает о своем участии в FAI World Drone Racing Championship. Читайте эмоции от первого лица!

 

30-31 октября
Дорога

Один длинный день - день дороги. Из Минска с его туманом и +4 в Москву со снегом и 0 градусов, а потом через Пекин в Шэнчжень с его +28. Кроме разницы в температуре, ещё и часовой пояс на +5 вперед от минского времени. Многие команды, как это принято у профессиональных спортсменов, приехали намного заранее, чтобы успеть адаптироваться ко времени и пройти акклиматизацию. Темнеет здесь в Шэнчжене так же как и у нас, около 6 вечера. После наступления темноты трасса смотрится очень круто - подсвечено все что можно было - траектория, ворота, стены стадиона… 

Усталость после такой длинной дороги валит с ног. Уже завтра начнутся тренировочные полеты и вся движуха.

 

1 ноября
День официальной тренировки,
квалификации и регистрации

Сегодня начались соревнования. 128 пилотов - это очень много. Не забываем о менеджерах команд, помощниках, болельщиках - около 350 человек. Все процедуры занимают очень много времени, организовывать так много людей заметно сложно. Здесь большой штат - только чиновников ФАИ человек 15, еще наблюдающие судьи, арбитры, судьи на старте, технические судьи, техники. Судья на старте - бородатый австралиец Крис. Его организаторы назвали громкоговорителем - умудряется докричаться через половину поля через шум голосов. Организаторы из Китая - отвечают за оборудование, трассу, техническую часть.  Есть еще китайские волонтеры, а за безопасностью следит китайская милиция - человек 50, не меньше.

Весь день шел техконтроль. Все что прописано в правилах - все замеряли - вес, диаметр пропеллеров, фэйлсэйв и т.д. В соседней комнате фотографировали команды - сеть периодически не выдерживала вспышек фотографа и электричество пропадало. Тогда техконтроль продолжался при свете квадрокоптеров.

Из-за того что пилотов много, вылетов на человека мало. За сегодня я отлетал 3 батарейки на тренировках и одну квалификацию. На тренировке на команду выделяли по 8 минут. Так как я один, то летал вместе с финнами - их трое. Договорились как будем летать по времени и менять батарейки, чтобы максимально успеть, получилось примерно 6 минут полета из 8 минут практики.

Беларусь я представляю один - я и пилот, и менеджер команды, поэтому пошел на собрание менеджеров команд. Представили всех организаторов - и от ФАИ и от Китая, рассказали многие моменты по организации команд, поотвечали на вопросы. Кое-где Китай не доработал - например, модулей DJI мало, и выдавать их будут только 3го числа. При этом многие пилоты пару месяцев тренировались летать с этими коробочками на квадрокоптере, но квалификацию летают без них.

Из графика постоянно выбивались, постоянно опаздывали примерно на 30 минут, иногда больше.

 

За местом каждого пилота во время полета располагается судья, который контролирует правильное прохождение трассы.


Судья видит то же изображение, которое видит в своих очках пилот.

После были тренировки по драг-рейсингу - полет по прямой на 100м, потом первая квалификация. К тому времени стемнело, включили подсветку трассы. Выглядит это очень круто. Когда никто не летит трасса светится красным. Когда летит квадрокоптер, под ним загорается как-бы тень его цвета - следует за ним по всей траектории. При пролете через ворота они тоже на короткое время вспыхивают цветом квадрокоптера. В камеру трассу видно хорошо, нет ощущения что летишь в пятно света в форме ворот, траектория не слепит, вокруг не полная темнота - немного видно землю, трибуны, стадион.

Трекинг времени (засечка) комбинированная - инфра-красная + по видеопередатчику. Датчики стоят как минимум в 4х воротах, на старте и на финише. Работает не на 100%, но вв целом неплохо. Управляют засечкой ребята с Украины, от Ноосферы (партнер и спонсор соревнований). У них тоже претензии к китайцам - оборудование смонтировали не очень качественно, не все датчики подключены, не все работает.

Для видео на трассе стоят ретрансляторы. Не для всех они работают хорошо - помех с них меньше, но картинка размывается и двоится. Я летаю на своем приемнике. В целом видео хорошее - летаем по 6 пилотов, помехи только в углах трассы, лететь они не мешают.

Для драга построили отдельную прямую, из тех же конструкций что и основная трасса. По сигналу открываются ворота и 4 пилота стартуют. У меня пролететь на тренировочном раунде не вышло - зацепился за что-то на старте. Вообще не уверен, стоит ли дальше участвовать в драге - очень много пилотов врезались и разложили свои квадрокоптеры. Но все же записался.

На квалификации пролетел 2 круга из 3-х. Время не очень, но завтра будет возможность улучшить.

 

2 ноября
Квалификация и церемония открытия

Сегодня две квалификации, зачетные вылеты по драг-рейсингу и церемония открытия. 

Летел в первой группе квалификации, поэтому на трек приехал с самого утра. Мелкий противный дождик и пасмурно, но к началу вылетов дождь закончился. Оказалось, вчера вообще ждали ураган, но он прошел мимо. Хотя ветер был сильный - на поле посбивало все рекламные баннеры.

Опубликовали вчерашние результаты, по одному лучшему кругу (отбор в квалификации будет по трем лучшим кругам). Я 80-ый со своими 41 секундами, у 64-го 37 секунд. С учетом того, что время улучшится за 2 следующие квалификации, нужно сделать круги по 35 секунд и меньше. 

Более-менее слетал 2-ю квалификацию, есть круг за 39 и 36 секунд. Нужно хорошенько ускориться на 3-ей квалификации.

Организаторы опять ничего не успевают. Между квалификациями были запланированы отборы на драг-рейс, но их не было - решили пожертвовать, чтобы сэкономить время. Отбор на драг был один, после церемонии открытия, поздно вечером. Отъезд сильно перенесли, в итоге на стадионе были весь день - с 8 утра до 10 вечера.

Церемония открытия очень красивая и торжественная. После парада с флагами и официальных речей было шоу - летающие акробаты, ракеты и фейерверки, шоу дронов. Шоу дронов впечатлило больше всего - около сотни огоньков в воздухе выстраивались в фигуры, создавали анимацию.

На 3-ей квалификации значительно ускорился. Однако, этого все равно не хватило, чтобы пройти в финалы. В итоге я 78-ой по квалификации, а в финальные раунды выходит только 64. Завтра эту позицию можно будет улучшить за 3 раунда.

 

3 ноября
1/16 и 1/8 финала, утешительные раунды

Для тех кто не прошел квалификацию было 3 раунда для определения занятого места. С самого начала все пошло плохо - меня сбил в воздухе японский камикадзе. На следующий вылет повесил на квадрокоптер гопро чтобы записать видео трассы, и оказалось что так лететь гораздо удобнее. Жаль, что не подумал сделать так раньше - ведь дома тренировался с дополнительным весом как у HD камеры. 

Вот, кстати, видео с моего дрона:

На финалах летали по 4 пилота. Пришли зрители - около 200 человек сидели на трибунах. Но за гонщиков болели больше в пилотской зоне.

HD линки с квадрокоптеров показывали неплохо - на большом экране стадиона можно было смотреть картинку с дрона в отличном качестве, в реальном времени. Поочередно показывали видео с разных камер - из пилотской зоны, трассу сверху с ведением дронов, с самой трассы когда мимо пролетали дроны, ну и с самих дронов. Кто за кем летит по трассе тоже отображалось в реальном времени. Это же видео показывалось в трансляции в интернете. Из тех трансляций что я видел - эта самая качественная. С минимальными задержками между вылетами, с инфографикой, видео с дронов в реальном времени и прочее.

Проходил мимо медиа-комнаты - куча людей занята съемкой, трансляцией, звуком - гляньте на фото.

К организации много жалоб от пилотов - на видео, на звук, но больше всего на время. Сегодня соревнования закончились около 11 вечера.

Так как большую часть времени пилотам делать нечего, все постоянно друг с другом общаются. На гонку приходят производители комплектующих, спонсоры многих пилотов. Общаются с гонщиками, приносят показать новинки, прототипы, дарят пилотам разные мелочи. Были такие известные люди как Грег Френч (Fatshark и ImmersionRC), Траппи (TBS), Тим Нилсон (Lumenier и GetFPV).

 

 

ИТОГИ

Первый опыт участия в таких соревнованиях оказался не простым. После завершения квалификации на 78-м месте было очень обидно, потому что заветные 64 финалиста были очень близко. Но после утешительных раундов (SECOND CHANCE SEQUENCE) мое итоговое место - 100-е. Уверен, что у белорусского дрон-рейсинга огромные перспективы и в следующем году мы обязательно пройдем в финальный раунд. Нужно готовиться, у нас есть отличная трасса на Боровой и большие планы на следующий год!

С руководителем комитета дрон-рейсинга в FAI и президентом жюри чемпионата - BRUNO DELOR. 

  

Больше информации:

Официальный сайт чемпионата: www.faidroneworld2018.aero    

Facebook: www.facebook.com/drones.fai

Youtube: www.youtube.com/airsportschannel 

Официальный сайт FAI: www.fai.org 

 

Хотите попробовать себя в дрон-рейсинге? Мы вам поможем:

Официальный сайт о дрон-рейсинге в Беларуси: www.f3u.by 

Читайте также

Этапы Кубка мира по кордовым авиамоделям в классе F-2D состоялись на Боровой!

World Cup "Romania 100" и Belarus Cup "White Stork" прошли с 5 по 8 июля 2018 года

Взмывая в небеса

25–27 мая 2018 года Открытый чемпионат Республики Беларусь по свободнолетающим авиамоделям прошел около д.Масловичи (Минского района)

Как прошел первый этап Кубка БФАС по гонкам дронов Drone Battle Belarus 2018

На открытии соревнований торжественно перерезали ленточку первой в Беларуси трассы для дрон-рейсинга

Все новости

ВСЕ НОВОСТИ АВИАЦИОННОГО СПОРТА

Узнавайте первыми с BFAS.BY