Авиамодельный спорт включает в себя конструирование, постройку и запуск различных моделей летательных аппаратов (самолетов, планеров, вертолетов, воздушных тепловых шаров, воздушных змеев и т. п.).
Спорт зародился начале 20 века в связи с бурным развитием авиации. Первые состязания летающих моделей, в которых участвовали лишь модели планеров, были проведены в 1905 во Франции. В России авиамодельный спорт начал распространяться среди учащейся молодежи в 1909. Первые публичные состязания летающих моделей были организованы отцом русской авиации профессором Н. Е. Жуковским и его сподвижником инженером П. К. Энгельмейером в Москве в 1910. Лучшая модель самолета пролетела тогда всего 17 метров.
В советское время авиационный спорт стал возрождаться в начале 20-х гг. после окончания гражданской войны. Начало массовому развитию было положено летом 1923 после создания Общества друзей воздушного флота (ОДВФ), в спортсекции которого был создан Центр авиамодельного спорта. Начиная с 1926, в СССР регулярно проводятся всесоюзные состязания летающих моделей. С 1936, когда Центральный аэроклуб СССР вступил в FAI (Международную авиационную федерацию), советские авиамоделисты вышли на мировую арену.
После Великой Отечественной войны наши авиамоделисты установили непосредственный контакт с иностранными строителями летающих моделей, выезжая на международные соревнования и мировые чемпионаты и принимая у себя зарубежных спортсменов «малой авиации» (так очень часто называли Авиационный спорт).
На 1 января 1959 авиамоделисты СССР занимали в таблице FAI 3 места из 4 в разделе «абсолютные мировые рекорды».
Летающие модели строились обычно из реек (сосновых, липовых), различных трав (камыш, чий - вид ковыля) и тонкой фанеры, соединяемых при помощи авиационного лака (эмалита). Для подмоторных рам и воздушных винтов (пропеллеров) употреблялись твердые породы дерева (бук, ясень и т. п.). Каркас модели обтягивался легкой прочной бумагой (папиросной, конденсаторной и др.). Обтяжка в целях создания дополнительной прочности и влагоустойчивости лакировалась. При постройке моделей для установления рекордов или для участия в крупных соревнованиях употреблялось легкое дерево - бальза.
Советские авиамоделисты, как правило, являлись конструкторами и строителями своих летающих моделей, чем и объясняется тот факт, что из их среды вышли многие работники «большой авиации». Первый в мире космонавт Герой Советского Союза Ю. А. Гагарин тоже начинал с авиамодельного спорта, которым занимался еще школьником в Гжатске.
В современном авиамодельном спорте различают 3 основных вида летающих моделей: свободнолетающие модели, кордовые модели и радиоуправляемые модели. Модели каждого вида в зависимости от их целевого назначения разбиваются на классы.
К свободнолетающим моделям, которые после взлета совершенно не управляются авиамоделистами, относятся модели планеров, самолетов и вертолетов. На моделях самолетов допускаются 3 вида двигателей: резиновый мотор (пучок резиновых нитей), поршневый двигатель (объемом 2,5; 5,0 и 10,0 см3) и реактивный двигатель, - а на моделях вертолетов - только резиновый мотор и поршневый двигатель. Не каждая модель летательного аппарата может участвовать в состязаниях или устанавливать рекорды. Для каждого класса моделей имеются утвержденные правилами ограничения по полетному весу, площади несущих поверхностей и пр. Соревнования по всем классам моделей свободного полета проводятся с ограничителями (таймерами), т. к. по условиям соревнований хронометраж полета модели производится максимум 3 минуты. На модели ставят специальные приспособления (выключатели работы поршневого двигателя, приспособления для снижения модели) для того, чтобы они далеко не улетали. Зачет производится по сумме результатов 5 полетов модели. Каждая секунда полета оценивается 1 очком (если, например, 180 очков за полет, то за 5 полетов 180×5=900 очков).
Кордовые модели летают по кругу на привязи и управляются авиамоделистом в полете при помощи одной или нескольких специальных тяг (корд). Кордовые летающие модели делятся на скоростные, гоночные, пилотажные и для воздушного боя. Для кордовых моделей установлены ограничения в весе, размерах, в миделе фюзеляжа и пр. На них ставятся поршневые двигатели определенной кубатуры или реактивные двигатели. Скоростные состязания проводятся на дистанции 1 км, гонки летающих моделей - на дистанции 10 км. Кордовые модели устроены так, что могут совершать в полете целый комплекс фигур сложного пилотажа, вот почему и проводятся состязания на лучшего авиамоделиста-пилотажника и по воздушному бою.
Радиоуправляемые модели - это модели планеров, самолетов и вертолетов, управляемые в полете при помощи радио, световых или звуковых волн. Обычно на соревнованиях эти классы моделей обязаны выполнять в полете заранее определенные комплексы фигур и совершить после этого посадку вблизи места своего взлета.
Развитие авиамодельного спорта в Беларуси осуществляют ДОСААФ и Белорусская федерация авиационного спорта. Практическую работу проводят авиационные кружки при Министерстве образования - в Домах детского творчества, Домах культуры и т. п.
На международном уровне авиамодельный спорт курируется Международной федерацией авиаспорта FAI, которая устанавливает классификацию, правила и порядок проведения соревнований. В настоящее время по авиамодельному спорту FAI регулярно проводит как Чемпионаты Европы, так и Чемпионаты Мира. Чемпионаты Европы и Чемпионаты Мира по кордовым авиамоделям категорий F2А, F2B, F2C и F2D проводятся один раз в два года. Если год чётный (например, 2016), то проводят Чемпионат Мира. Если нечётный — Чемпионат Европы.